Когда говорят «кабельный завод», воображение рисует один из двух расхожих вариантов. Первый — бывшее советское предприятие, имеющее солидную научно-техническую базу, но… несколько неповоротливое в современных условиях. Второй — фирма, созданная «с нуля» оборотистыми бизнесменами, выпускающая только самые простые типы кабелей. НПП «Спецкабель» — это компания, которая не вписывается в сложившиеся стереотипы. Она была создана уже в новых экономических условиях, при этом взяла на себя смелость предлагать рынку инновационные разработки, основанные на собственных исследованиях и прогнозах потребительского спроса. О том, что стало стимулом к созданию предприятия, какие знания важны для топ-менеджеров высокотехнологичной компании и что может предложить отрасль молодым кадрам, рассказал в беседе с нашим корреспондентом президент — генеральный конструктор группы компаний «Спецкабель» Андрей Лобанов.
Родился в 1953 году. В 1977 году окончил Московский энергетический институт (МЭИ) по специальности «Электроизоляционная и кабельная техника». В 1977–1992 годах работал в Особом конструкторском бюро кабельной промышленности (г. Мытищи).
В 1997 году организовал ООО НПП «Спецкабель», где сегодня занимает должность генерального конструктора, являясь президентом группы компаний холдинга.
Кандидат технических наук. Действительный член Академии электротехнических наук (АЭН). Доктор электротехники АЭН.
— Очень многие производственные фирмы в нашей стране создавались сразу после глобальных экономических кризисов. Тогда падал курс рубля, что делало выгодным отечественное производство. Ваше предприятие было основано в 1997 году, на пике локального укрепления рубля. Вы тогда смогли предвидеть будущие тенденции рынка или же просто была череда событий, приведшая к созданию фирмы?
— Я со студенческих лет считал, что нет более интересной сферы деятельности, чем разработка кабелей. После окончания института до 1992 года я трудился в ОКБ кабельной промышленности. В советское время важно было иметь интересную работу, за которую еще и зарплату получаешь. В начале 90-х приоритеты изменились, теперь нужно было кормить семью. Тогда я получил первый опыт коммерческой деятельности, который потом мне помог при создании производственного предприятия. Но бизнес сам по себе мне был неинтересен. Хотелось найти возможность применения моих инженерных знаний. Так, в 1997 году появилось научно-производственное предприятие «Спецкабель», которое имело свою идею развития, не связанную с сиюминутной обстановкой в стране.
— С выпуска какого вида продукции началась история компании?
— В те годы актуальной задачей было создание локальных вычислительных сетей (ЛВС). В России кабели для них не производили, и эту продукцию импортировали из Европы и Юго-Восточной Азии. Мы первыми начали разрабатывать и внедрять отечественные кабели, которые поначалу помогали осваивать на других кабельных заводах, так как собственного производства еще не было. Сейчас этот рынок практически полностью занят китайцами: они берут низкими ценами и приемлемым для массового потребителя уровнем качества, хотя не всегда соответствующим требованиям стандарта. Поэтому телекоммуникационные компании, где это возможно, используют китайские кабели.
Тем не менее наши кабели для ЛВС тоже находят применение в системах автоматизации — там, где важны стабильность, надежность и гарантии качества более 20 лет.
— А в каких еще направлениях НПП «Спецкабель» было тогда первопроходцем на российском рынке?
— После кризиса 1998 года российская продукция стала конкурентоспособной в цене по сравнению с импортной. Мы этим воспользовались и первыми в России разработали кабели для охранных пожарных систем. Правда, наша производственная база тогда была еще слабой, а кабели весьма востребованными, поэтому лидерство в данном сегменте рынка удержать не удалось, и кабели серии КПС сейчас делают десятки заводов.
— Как вы выбрали место для собственной производственной площадки?
— Мы были хорошо знакомы с НПО «Геофизика» на ул. Стромынке. Там были свободные офисные и производственные площади. На Стромынке по-началу «Спецкабель» и начал свою деятельность. По мере развития и роста предприятия мы приобрели производственную площадку «Геофизики» на ул. Бирюсинке. И теперь именно здесь находится наш завод.
— Многие бизнесмены стремятся размещать свои заводы в регионах — там и земля дешевле, и зарплату сотрудникам можно платить поменьше. Насколько для вас выгодно заниматься производством на территории Москвы?
— Мы всерьез задумывались над расширением производственных площадей и рассматривали вариант с переносом завода в Московскую область, но приемлемого варианта так и не смогли найти. А недавно мы получили возможность расширить площади, никуда не переезжая. При содействии московских властей заводу выделили расположенный по соседству бесхозный земельный участок. Именно его мы и предполагаем использовать для расширения производства. Мы благодарны руководству Москвы за повышенное внимание вопросам развития промышленности.
— В прошлом вы занимались радиолюбительством, получили профильное образование по кабелям, работали в ведущем НИИ по данному профилю. То есть обладаете компетенциями высокого уровня в своей области именно как инженер. В руководстве вашей компании — выпускники МЭИ, МТУСИ и других ведущих технических вузов. Но в последнее время наметилась тенденция, что директорами предприятий становятся люди с развитыми управленческими навыками, не обязательно хорошо знающие отраслевую специфику. А некоторые «горячие головы» вообще считают, что слишком большой багаж отраслевых знаний у топ-менеджера вреден, поскольку заставляет его навязывать подчиненным устаревшие подходы…
— Большинство отечественных заводов производят стандартные типы кабелей, разработанные еще в СССР. У менеджеров на первое место выходят вопросы бизнеса — что выгодно производить, а что нет. Наша стратегия иная: мы отслеживаем, куда движется техника, для которой мы делаем кабели, и можем оперативно предложить рынку новые типы продукции. Для этого руководители должны в первую очередь хорошо разбираться в технической стороне вопроса. Но и понимание бизнес-процессов, конечно, тоже важно. Эту сторону вопроса по-настоящему мы осваиваем только сейчас, участвуя в Национальном проекте «Производительность труда».
— Почему вы выбрали именно такую стратегию на рынке?
— Между производителями хорошо известных типов кабелей, разработанных в советское время, большая конкуренция. Мы же, предлагая инновационную продукцию, можем сами формировать техническую и ценовую политику. Но надо отметить, что это достаточно долгий путь. На разработку нового типа кабеля уходит 1–2 года, затем на протяжении 3–4 лет его включают в проекты, после чего еще несколько лет можно прождать начала массового производства. Итого, на создание и вывод на рынок нового кабеля может понадобиться 6–7 лет. Наглядный пример, почему нужно заглядывать далеко вперед. В 2001 году мы разработали кабели для промышленной автоматизации, предназначенные для использования с интерфейсом RS-485. Поначалу никто не понимал, зачем это нужно, покупали у нас порядка 2–3 км такого кабеля в год. И только 10 лет спустя он стал по-настоящему массовым продуктом, а сегодня ежегодные продажи составляют уже тысячи километров.
— Ваш подход к кадровой политике?
— Изначально, когда компания была гораздо меньше, я старался по максимуму делать все сам. Но сейчас без команды наше предприятие в принципе не сможет работать. Придерживаемся стратегии «выращивания» специалистов: приглашаем студентов МЭИ кабельной специальности писать диплом на базе нашего предприятия, и после защиты диплома многие из них остаются у нас работать. Те, кто проходили на нашем заводе практику лет десять назад, сейчас составляют его костяк, а некоторые занимают руководящие должности. Но нужно иметь в виду, что кабельная отрасль быстро развивается, и поэтому даже высококлассный специалист должен постоянно учиться чему-то новому.
— Как вам удается выкраивать время на написание научных статей и книг?
— Я пишу статьи или просто какие-то творческие работы обычно дома по вечерам, когда ничто не мешает сосредоточиться. На производстве у меня часто созревают интересные мысли, но обдумываю и переношу их на бумагу в более спокойной обстановке.
— Когда-то вы в одном из интервью говорили о планах защитить докторскую диссертацию…
— Это давняя история, и я даже некоторое время над ней работал. В свое время на этот путь меня направил профессор Изяслав Борисович Пешков — он составил план и слегка подталкивал. Работа над диссертацией требует много сил и времени, даже когда все материалы уже есть. Когда Изяслав Борисович ушел из жизни, у меня пропал энтузиазм. Тем не менее АЭК присвоила мне почетное звание доктора электротехники и действительного члена Академии электротехнических наук. В каком-то смысле мои научные амбиции тем самым были удовлетворены.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в работе Академии электротехнических наук.
— АЭК представляет сообщество, состоящее из 415 действительных членов и членов-корреспондентов. Это известные российские специалисты, в том числе директора ведущих предприятий. Бизнес бизнесом, но есть и научные задачи, решение которых важно для страны.
Мы периодически собираемся, делимся наработками. Раз в год проводятся общие собрания. Эта деятельность полезна не только для профессионального общения, но и для понимания общего уровня развития электротехники в нашей стране.
— Ваше отношение к отраслевым ассоциациям?
— Ассоциация «Электрокабель» — это фактически объединение ключевых кабельных заводов России. Мы входим в ее состав, а я являюсь еще и членом правления. Ассоциация взаимодействует с властью и лоббирует интересы отрасли. Так-же органы власти обращаются в «Электрокабель» за статистикой, дающей представление о текущей ситуации в отрасли. Успешно сотрудничаем и с другими подобными ассоциациями. Для нас это важно, так как позволяет консолидировать усилия при решении общих вопросов. Ассоциация в какой-то мере выполняет функции отраслевого министерства.
— «Спецкабель» выпускал огнестойкие кабели еще до того, как их применение на ряде объектов стало обязательным. Говорят, это была ваша личная инициатива, обусловленная заботой о безопасности людей. На мой взгляд, это можно считать одной из форм со-циальной ответственности. А как вы понимаете соци-альную ответственность бизнеса?
— Мы видим свое предназначение в том, чтобы приносить пользу стране, людям, обществу. Но, с другой стороны, без этого и наша продукция никому не нужна. Чем мы полезнее для общества, тем выше наша социальная ответственность как членов общества. Ориентируясь на стремление наших законодателей к повышению безопасности людей, мы предложили свои разработки. Большинство отраслевых специалистов не предполагало, что в России будет принят столь радикальный закон, обязывающий применять огнестойкий кабель при монтаже систем пожарной сигнализации. Тем не менее он все же был принят. И на тот момент мы были практически единственным российским производителем огнестойких кабелей для охранных пожарных систем, соответствующих требованиям законодательства.
— До недавнего времени важным показателем успеха для российских производителей считалось их присутствие на европейских рынках. «Спецкабель» здесь был на высоком уровне. Сейчас ситуация сложная, внешнеэкономические связи затруднены из-за санкций. На ваш взгляд, к чему сейчас нужно стремиться российским производителям высокотехнологичной продукции?
— К экспорту продукции мы всегда относились спокойно, считая, что это просто расширяет наш рынок сбыта, но не дает большой прибыли.
Даже без санкций продавать российский кабель в Европе было экономически невыгодно, потому что наши предприятия интересовали европейцев в основном как производители дешевой продукции. К нам как-то приезжали представители Siemens по вопросу потенциального изготовления продукции по их заказам и подтвердили, что наш завод полностью соответствует принятым у них стандартам. Но кабели они хотели покупать по более низкой цене, чем у китайцев. Мы не могли конкурировать с Китаем, ведь наши материалы стоят дороже. Россия — огромная страна, поэтому и на внутреннем рынке всегда будет спрос на наши кабели. Но, кстати, кабели «Спецкабеля» фактически продолжают поставляться за рубеж — как часть готовых решений для «Росатома», «Газпрома» и некоторых других российских корпораций, которые реализуют свои проекты за границей.
— Давайте пофантазируем — в 1991 году не было бы распада СССР и наша страна не встала бы на капиталистические рельсы. Чем бы Вы тогда занимались? Может быть, создали «Спецкабель» как государственное предприятие в рамках советской системы?
— В советское время было движение по накатанной дороге. Например, хорошо проработал столько-то лет — можно рассчитывать на получение квартиры или повышение зарплаты. Все жили одинаково, и это было нормально. Но если бы ситуация в стране не изменилась, не открылись новые возможности, я бы, наверное, так и остался на своем месте заниматься интересной работой. Никакого «Спецкабеля» создавать бы не пришлось.
— Ваше напутствие для молодых людей, которые обдумывают перспективы пойти учиться на инженеров?
— Инженерные специальности сейчас очень востребованы, и в стране дефицит квалифицированных кадров. Многие идут в менеджеры, экономисты и айтишники, а инженеров катастрофически не хватает. Между тем в кабельной индустрии важны знания в математике, физике, химии. В 90-е молодым людям было трудно определиться с работой, найти работу по специальности. Сейчас ситуация кардинально поменялась, промышленности нужны специалисты. Есть возможность найти работу по душе, что уже большой успех. Не менее важно, чтобы работа по выбранной специальности была востребованной. В этом плане кабельная отрасль и наш завод в том числе могут предложить молодым специалистам большие возможности для самореализации. Главное — относиться к своему делу с интересом.
ООО «Научно-производственное предприятие «Спецкабель»» было основано в 1997 году. Основные направления деятельности: производство кабельно-проводниковой продукции, разработка и внедрение новых видов кабелей, проведение исследований и испытаний в собственной сертифицированной лаборатории. Производятся кабели для разных отраслей промышленности. В числе заказчиков — ведущие российские компании, госкорпорации и государственные структуры. Производственные мощности компании располагаются в Москве.