Последние 6 лет я каждую неделю консультирую владельцев квартир и домов в области светодизайна. Это сотни проектов и ситуаций, в которых нужно сделать светло, просторно и уютно. Я заметил, что существует несколько предрассудков и стереотипов, которые сдерживают творческий полет мысли при освещении своего дома.
Давайте, развеем их, и выпустим наружу ваш творческий потенциал в том, что касается грамотного подбора светотехники для своего жилища.
Прежде всего, самый распространенный сегодня подход к выбору люстр и светильников основан на убеждении, будто осветительный прибор — это в первую очередь декоративный элемент интерьера, что люстра — это в первую очередь эффектная декорация. Соответственно, чтобы не допустить ошибку, нам в первую очередь при подборе люстр и светильников необходимо правильно определить стиль нашего инерьера, и значит начинать нужно именно с просмотра люстр в том стиле, который мы определили. Это и есть отправная точка.
Что ж, такой подход полностью уместен для гостиной от 50 м и спальни от 30 м в стиле барокко. Да, мы могли бы подобрать массивную шикарную хрустальную люстру в центр комнаты, и относительно нее уже выстраивать остальной интерьер. Но сегодня это редкость.
На практике сегодня каждый метр жилой площади на счету. Я бы сказал, что при выборе освещения задача — не «загромоздить дефицитное пространство дополнительным декором», а задача — «наполнить светом имеющийся интерьер, по возможности максимально увеличив пространство, по крайней мере визуально». И это верно, даже для гостиной от 50 м и спальни от 30 м. Пространства много не бывает.
Таким образом, в действительности наша задача — это наполнить помещение светом. Не слишком ярким, чтобы не слепило глаза и не раздражало. И не слишком тусклым, чтобы не портить зрение и опять же чтобы не раздражало. При этом так его направить, чтобы получить по возможноси много пространства и создать уютную атмосферу.
Ключевое слово здесь — направить!
Раз уж мы взялись наполнить квартиру или дом светом, нет смысла просто подбирать стильные декорации, которые прикроют отверстия под люстры и гармонично впишутся в интерьер, а затем пытаться добиться от них хорошего освещения. Если мы освещаем свой дом, значит мы должны обеспечить свет. ЭТО на самом деле и есть отправная точка.
Ну, хорошо. Итак, нам нужен свет, и нам нужно его грамотно направить, чтобы получилось светло, просторно и уютно. Для этого нужно сделать «домашнее задание», подготовительную работу. При обустройстве квартиры эту подготовительную работу очень часто упускают, сразу переходят к покупкам а потом приходится либо разруливать ситуацию, либо смириться со сделанным впопыхах выбором.
«Домашнее задание», о котором я говорю, состоит из двух пунктов:
- Сделать зарисовку (схему или чертеж в машстшабе) помещения, которое вы собираетесь осветить, включая мебель (так, как она уже стоит или как вы планируете ее расставить). Можно назвать это и планом расстановки мебели.
- Определить участки, куда нужно подать свет, и разметить, обозначить, где должны располагаться источники света.
Со схемой расстановки мебели все более-менее просто и понятно. А вот по второму пункту все не так однозначно, поэтому сейчас я дам вам одну очень интересную технику.
Вот у вас есть план расстановки мебели. Как же определить, где разместить источники света и как их направить? Стереотип о том, что в потолке есть одно выходное отверстие, а значит, по центру комнаты будет одна большая (или небольшая) люстра, слава богу, начал уже рассеиваться. Заметно в этом помогает все большая популярность подвесных и натяжных потолков, которые открывают выход за рамки стандартной одной люстры. Обладатели таких потолков все чаще устанавливают по-настоящему функциональный свет— встроенные светильники, трековые или струнные системы освещения, где количество светильников определяет не количество доступных точек питания в потолке, а ваши индивидуальные потребности в освещении.
Давайте и мы не будем ограничиваться подходом «одной люстры», а посмотрим, сколько света нам на самом деле нужно, и где он нам нужен.
Для этого нам потребуется любая переносная лампа и удлинитель. Это может быть настольная лампа или просто лампочка на проводе. Желательно лампочка накаливания 100-150 Вт или светодиодная 10-15 Вт. Главное — просто сделать для себя отметку, какой именно мощности лампочку используете, чтобы потом проще было сделать расчёты. Если нет никакой переносной лампы, можно одолжить у соседей.
Что теперь нужно сделать. Нужно пройти по комнатам, и помещать эту лампу в те точки, где вы планировали разместить источники света. Просто прикладывайте к потолку и стенам, и смотрите как падает свет, как он ложится на поверхности предметов. Достаточно ли освещения? Где появляются тени? Как надо переместить источник света, чтобы наполнить светом именно тот участок, который нужно вам? Подчёркивает ли свет фактуру стен или глянец шкафа, или прожилки дерева вашего любимого комода? На какой высоте от пола или от потолка нужно разместить светильник?
Проделывая это задание, вы сразу увидите возможные подводные камни — где мебель создает тени, где какие трудные места, где надо акценты расставить — торшер/бра для кресла, подсветка для картин, где лучше в шкафах полки подсветить. И вы увидите все это, не дожидаясь покупки и установки. Естественно, делать это нужно, когда на улице уже темно — чтобы сразу понимать максимально необходимое количество света.
Сделайте необходимые пометки в своей схеме/плане расстановки мебели. Теперь у вас должна получиться схема расположения источников света. И вот теперь, на основе этой схемы, когда вы знаете, сколько нужно светильников, и где их нужно расположить, можно дать волю своему воображению. Теперь можно подумать о стиле и красоте, о формах и цвете. Теперь можно продумать, будут ли это настенные бра или торшеры, будут ли это люстры, встроенные светильники или единая шинная/трековая система, на которой можно установить и точечные светильники/споты для подсветки картин, и маятниковые/подвесные светильники для обеденного стола.
Да, можно сделать допущение, что если потолок, стены и мебель будут (или уже стоят) глянцевые, то будет немного светлее, а если матовые или темные, то будет немного темнее. Но вы в любом случае получите хорошее представление, гораздо лучшее, чем просто «на глаз».
Не хочу кидать камень в огород дизайнеров, т.к. они, по сути, мои коллеги. Но я гарантирую, что выделив полчаса-час на это необычное задание, вы будете понимать светодизайн лучше большинства дизайнеров интерьера, без шуток! Даже если впоследствии вы таки обратитесь к дизайнеру, вы будете хорошо знать, чего вы хотите и сможете ясно и доходчиво поставить ему задачу.
Мой главный сегодняшний посыл: выбирать свет в дом нужно не от стиля, не от люстры, как декоративного элемента интерьера, а от пространства, которое нужно осветить.
Надеюсь, мне удалось дать вам новый взгляд на подбор светильников в дом, сделать более практичными ваш подход и само мышление при выборе светотехники для своей квартиры или дома. Искренне пожелаю вам, чтобы получалось светло, просторно и уютно!
Увидимся в следующих статьях — и про стиль, и про функциональный свет, и про самые высокотехнологичные изыски светотехники, доступные для бытового использования.